23 ноября 2017
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
СЛУЖБА УКРАИНЫ
01001, г.Киев, ул. Городецкого, 13
Відповідно до розпорядження Кабінету Міністрів України від 22 вересня 2016 р. № 697-р "Питання Міністерства юстиції" Державна пенітенціарна служби України як центральний орган виконавчої влади з 30 вересня цього року припиняє виконання покладених на її функцій і повноважень з передачею їх до Міністерства юстиції України (постанова Кабінету Міністрів України від 18 травня 2016 р. № 343 "Деякі питання оптимізації діяльності центральних органів виконавчої влади системи юстиції").
24.04.2012
24-04-2012_istor_na_ross

Главные исторические события развития пенитенциарной службы Украины

История тюрьмы много поучительна. В ней, как в капле воды, преломлялся множество разноплановых аспектов государственной и общественной жизни, среди которых, как минимум, следует иметь в виду:
- Положение личности в государстве, большую или меньшую степень поглощения частных интересов государственными;
- Большую или меньшую прочность, устойчивость государственного строя;
- Состояние государственных финансов, зависит от бедности или богатства большинства граждан;
- Большую или меньшую удобство системы внутреннего управления;
- Взгляды эпохи на устои и задачи определенной сферы человеческой деятельности.
Собственно для пенитенциарной системы значение последнего из указанных факторов трудно переоценить. Через него в определенной степени передается влияние всех других условий эпохи (экономических, культурных, политических и т.д.). Им определяются существенные черты социальной практики каждого конкретного периода и даже структура системы на протяжении всей его эволюции от низших форм к высшим. Именно поэтому периоды развития тюрьмы имеют названия, фактически указывают на приоритетные задачи всей уголовно-исполнительной системы, предоставляя таким образом специфической окраски определенной исторической эпохе.
В истории развития тюрьмы нетрудно отделить три периода:
- Первый характеризуется полным безразличием правительства и общества к осужденным;
- Второй, начиная с Джона Говарда, - активной деятельностью филантропического характера частных лиц, которые сочувствовали осужденным;
- Третий - переходом тюремного вопрос на политическую почву, стремлением сделать тюрьму активной участницей общеполитической деятельности государства, направленной на борьбу с преступностью как социальной болезнью.
В течение I тыс. н.э. на территории современной Украины в восточных славян шел процесс формирования государственности. Этот процесс закончился в IX в. н.э. созданием Киевской Руси - могущественного феодального государства восточных славян.
Основные сведения об уголовном праве тех времен содержит Русская Правда.
В этой законодательной достопримечательности преступления называются "оскорблением", под которой понимают любое правонарушение против общественного порядка, что оказалось всего в нанесении потерпевшему физического, материального или морального ущерба.
Особенно опасным преступлением в Древнерусском государстве считалось посягательство на княжескую власть.
Целью наказания было прежде возмещения ущерба потерпевшему и его родственникам, а также пополнение государственной казны. Нельзя отрицать и такой, еще слабо выраженной цели, как возмездие. Право открыто провозглашало в форме сословных привилегий классовый характер наказания. Посягательство на жизнь, честь и имущество феодалов наказывалось строже, чем посягательство на жизнь, честь и имущество простых свободных людей древнерусского общества.Древнейшей формой наказания была месть преступнику со стороны потерпевшего или его родственников.
Преобладающим видом наказания по Русской Правде было денежное взыскание с имущества преступника, которое состояло из двух частей: одна часть изымалась в пользу князя, а вторая - в качестве компенсации за причиненный преступлением ущерб - поступала потерпевшей стороне.
Высшей мерой наказания, по Русской Правде, был так называемый «поток и разграбление". Этот вид наказания назначался за три вида преступлений: убийство в разбое, конокрадство, поджог дома и гумна. Это наказание выражалось в том, что преступник, у которого конфисковали все имущество ("ограбление"), изгонялся вместе с женой и детьми из общины ("поток"), что в этих условиях обрекало изгнанных в гибели, а возможно, и на переход в положения рабов.
Смертная казнь, телесные и членовредительские наказания не были присущи древнейшим системам русского права. Они возникли прежде всего в практике церковных судов.
При таких условиях погреба и порубы (земляные тюрьмы) использовались главным образом как места досудебного содержания и лишь в отдельных случаях по своим действительным назначением. Много свидетельств этого можно найти не только в памятниках обычного права и нормативных источниках эпохи Киевской Руси, но и в более поздние времена, когда Украина входила в состав Литвы и Польши. Но от этого в пенитенциарное период не теряет своего значения, поскольку, как можно судить по документам, которые дошли до нас в исходном виде, именно в этот период осуществляются первые попытки разделения тюрем на государственные и муниципальные, а также на нижние и верхние с учетом социальной опасности лиц, которые в них содержатся. Выкристаллизовываются, хотя и в примитивном виде, права, обязанности, ответственность должностных лиц и охраны, контрольные функции общества по надзору за соблюдением закона и т.п.. То есть появляются все признаки более или менее системного исполнения приговора суда и вообще тюремной системы в современном понимании этого термина.
Разрушение традиционных устоев жизни времен Киевской Руси, нарушение устоявшихся политически династических связей привели к тому, что украинские земли оказались под главенством соседних государств, и прежде всего Литвы и Польши.
Период, длившийся с конца XIV до середины XVII в., - Это почти 300 лет, наполненных событиями, наполненных и драматизмом, и исторической величием.
В то время уголовно-правовые нормы должны открыто классовый характер. Законодательство предусматривало достаточно широкий перечень преступлений, которые распределялись в зависимости от объекта преступления. Тягчайшим преступлением считались оскорбление или преступное посягательство на жизнь и здоровье хозяина - великого князя, короля. Особую группу составляли преступления государственного характера: побег к вражеской земле, разглашение государственной тайны, сдача замка, мятеж. Преступления против религии и церкви считались богохульство, колдовство, вероотступничество и др..
В уставах Великого княжества Литовского для обозначения наказания использовалось несколько терминов: "кара", "казнь".
Однако главной целью при этом было запугивания, о чем свидетельствует все возрастающая жестокость и болезненность наказания (особенно смертной казни), а также публичность его выполнения. Как сказано в грамоте великого князя Литовского 1522 г., запугивание в писаному праве необходимо для предупреждения преступлений, содержание своевольных людей от преступного поведения и сохранения в хорошем состоянии всего государства.
Тяжелым наказаниями была смертная казнь, которая предусматривалась за государственные преступления, убийство, разбой, наезд подобное. Право различало простую смертную казнь (отрубания головы, повешение) и квалифицированную, т.е. особо нестерпимую (сжигание, четвертование, посадки на кол, закапывание живьем в землю и т.п.). Телесные наказания были болезненными (битье кнутом, палками, розгами) и членовредительские (отсечение руки, отрезание уха, носа). Применялись они в основном к непривилегированных сословий. В качестве наказания, практиковалось также лишение свободы (заключение в башне), выставление у позорного столба.
В польско-литовском праве сложилась довольно сложная система наказаний, которая заключалась в конфискации имущества, головщина, возмещении убытков.
Большое внимание польско-литовское законодательство, нормы которого действовали на украинских землях, уделяло определению преступлений и наказаний. Так, польские уставы Казимира Великого середины XIV в. посвящали преступлений почти две трети своих статей. Значительное место занимали они и в Судебнике 1468 г., а также во всех трех уставах Великого княжества Литовского.
За пределами польско-литовского законодательства оказалась система преступлений и наказаний запорожского казачества, которая сложилась, согласно старинным обычаям, согласно "словесным правом и здравым смыслом".
Строгим наказанием у казаков, была смертная казнь, которая должна в основном квалифицированный характер: закапывание живыми в землю, посадки на кол, повешение на железном крюке, забивание палками у позорного столба. Суровость наказания у запорожских казаков, по мнению историка Дмитрия Яворницкого, объяснялась тремя причинами: во-первых, тем, что в Сечь приходили люди высокой морали, во-вторых, войско жило без женщин и не знало их смягчающее воздействие, в-третьих , казаки почти постоянно вели военные действия, и поэтому поддержание порядка в войске требовало особенно строгих мер.
Во время народно-освободительной войны середины XVII ст. под руководством Богдана Хмельницкого, которая имела национально-освободительный, революционный характер, впервые в истории украинского народа была создана украинская национальное государство, которое получило международное признание.
После смерти Б. Хмельницкого для украинского народа и украинского государства наступили тяжелые времена. В период анархии, или руины, противоборствующие старшинско-шляхетские группировки с помощью своих зарубежных союзников (прежде всего России и Польше, а также Турции) развязали гражданскую войну (1658-1663 гг), во время которой единую Украинскую державу были разделены на две части - Правобережную и Левобережную Украину. Этот раздел произошел в 1663 г. Юридически был оформлен в 1667 г. Андрусовскому перемирию, окончательно - в 1686 г. договором о пожизненном мир. Правобережная Украина оказалась под Польшей, Левобережная - под протекторатом России.
Тенденция к усилению карательной политики характерна для эпохи деятельности Петра I. В его законодательстве дальнейшее развитие получила система наказаний. Указом 1703 году он закрепил новый вид наказания - ссылка на каторгу, которая была введена им в 1699 году. В то время ссылки осуществлялось в Сибирь, а также в "украинные городы, где государь укажет". Впервые в отечественной истории исполнения наказаний в широких масштабах используют труд заключенных на строительстве крепостей, фортов, других оборонительных сооружений. Ссылка на каторгу заключалась в суровых жестких условиях содержания и изнурительной работы. Срок отбывания каторги определялся: "ссылка на каторгу с Указом" и "ссылка на вечные лета".
В первом случая преступника ожидала неопределенность, во втором - пожизненности.
В 1709 г. было казнено много запорожских казаков, хотя они и не принимали участия в боевых действиях на стороне гетмана Мазепы против российских войск.
Уточняется понятие "государственной измены". Во предательством основном понималась измена российскому царю-императору. Предателем был объявлен гетмана И. Мазепы. А гетмана П. Полуботка был обвинен в измене только за то, что он подал ходатайство о восстановлении порядка взаимоотношений Украины и России, установленного во времена Богдана Хмельницкого. Эти действия Полуботка правительство расценило как сепаратизм, что, по мнению имперской администрации, было предательством.
Прежнему, виде и размере наказания зависели от социального положения преступника и потерпевшего. На Правобережной Украине шляхтич, который убил простого человека, наказывался штрафом и был обязан возместить ущерб семье убитого. Простую же человека за убийство шляхтича казнили. Привилегированное положение казацкой старшины, украинской шляхты и дворянства оказывалось также в том, что если кто-либо из них предпринимал преступление, он, как правило, подлежал значительно более легкому наказанию, чем простой человек, совершивший такое же деяние.
Высшая мера наказания - смертная казнь - делилась на простую и квалифицированную. Простая казнь состояла в отсечение головы, повешение и расстреле. В отдельных случаях применялось утопления, о чем свидетельствуют запорожские архивы 1700 Для усиления страданий обреченного на смерть и крупнейшего устрашения населения применялись квалифицированные виды смертной казни: четвертование - отсечение конечностей, а затем головы; колесование - раздробление костей и возложение тела преступника на горизонтально установлено колесо , с тем чтобы его пятки соприкасались с головой; посадки на кол (кол) подвешивание за ребро на крюк; закапывание живьем в землю. Последнее наказание применялось к кормящих детоубийц. Запорожцев за убийство закапывали в землю живьем вместе с убитым.
Телесные наказания подразделялись на те, которыми наносился увечье, и на болевые. К первым принадлежали отсечение носа, уха, конечностей. С болезненных телесных наказаний тяжелым было битье кнутом, которое нередко было замаскированной смертной казнью. Применялось также битье палками - палками, что также могло привести к смерти наказанного. Забивание у позорного столба было в запорожцев распространенным видом казни.
С целью общего предупреждения преступлений и запугивания все перечисленные виды наказания осуществлялись при народе. Каждый человек по собственному желанию мог участвовать в его выполнении.
Среди видов наказания было и лишения свободы. Тюрем, как правило, не существовало, осужденных держали в сараях, домах при военных правительствах, пушкарня, камерах при ратушах. Заключение часто сочеталось с "заковыванием в железа", приковывание к столбу или пушки. Заключенные должны были сами себя содержать, выпрашивая милостыню у населения. Срок пребывания в заключении составлял от четырех недель до года, но чаще всего он не указывался.Начиная со второй половины XVIII в. значительно распространился вид наказания - ссылка на каторгу (пожизненно или на определенный срок). Десятки тысяч украинских крестьян и казаков был сослан на каторгу в Сибирь после подавления антифеодальных выступлений. На сибирскую каторгу сослали и М. Зализняка - руководителя народного восстания на Правобережной Украине в 1768р.
На Запорожской Сечи продолжало существовать такое наказание, как изгнание - отлучение от казацкой общины на определенный срок или бессрочно, без права предоставления изгнаннику на территории "вольностей запорожских» (в пределах границ земель Запорожской Сечи) убежища и защиты.
Значительное распространение получили позорящие наказания. Одним из них было привязки преступника на площади во время ярмарки к столбу, и каждый желающий мог подвергнуть его телесному наказанию. Таким образом наказывали воров, пока они не вернут украденное; нередко это продолжалось 2-3 дня.
Дальнейшее развитие правового регулирования исполнения уголовных наказаний осуществляется в период царствования Екатерины II. В законе от 7 ноября 1775 года "Учреждения для управления губерний" упоминаются новые виды учреждений исполнения уголовных наказаний - "работные и смирительные дома".
Под влиянием гуманистических учений второй половины XVIII века возникает тюремно-филантропический движение, очень быстро распространился благодаря опубликованным работам Ч.Беккариа, Д.Говарду, В.Кокса и др.. Все они в разное время посещали Российскую империю и каждый из них внес свою лепту в развитие тюремного дела, а последний из этой когорты, В.Венинг, даже добился организации в России Общества попечительного о тюрьмах, созданного вроде английского.
Стремление различных благотворительных обществ и отдельных лиц облегчить и улучшить материальное положение заключенных, защитить их права, привлечь внимание правительств к проблемам тюремной системы. В настоящее время тюремное вопрос стало модным, оно служило, по определению Моро-Кристофа, так сказать, канвой, по которой идеологи обеих частей света занимались "вышиванием из теорий", и не главной темой, которой забавлялись филантропы всех стран. Среди посетителей тюрем того времени можно было встретить не только лиц с громкими аристократическими фамилиями, но даже "просвещенных монархов".
Деятельность просветителей и филантропов второй половины XVIII века и их идеи вообще не были реализованы, либо были реализованы почти через столетие. Не следует забывать, что речь шла о предсмертной агонии жестокой из эпох, когда людей четвертовали, сжигали, сдирали с них кожу живьем, рвали тело клещами, когда официально в соответствии с законодательством многих стран применялись пытки в суд, когда каждый, кто выступал против этого, мог очень быстро оказаться на месте самого преступника. Кроме того, значительная часть властных лиц не только не воспринимала нового, но и открыто выступал против него. Должен был сплинуты значительное время, пока общественное сознание, так сказать, созреет к восприятию высоких идеалов добра и справедливости.
И это время, наконец, настал. Первые шаги по обустройству и централизации руководства тюремного системе были сделаны императором Александром I в его Указе "Учреждение Министерства полиции" от 25 июня 1811 года. "Департамент полиции исполнительной" формально приобрел статус централизованного органа управления тюремной системой государства. Размещение заключенных было одним из самых острых проблем тюремной системы. Впервые общий проект плана устройства тюрем России был утвержден только 25 апреля 1821 года, согласно которому тюремные здания должны были быть кирпичными или деревянными на каменном фундаменте с металлической крышей, с разделением арестантов по полу и роду преступления.
Начиная с реформы губернатора Малороссии князя О.Куракина пошел отсчет реальных шагов на пути воплощения пенитенциарной идеи в жизнь. С его именем связывают начало строительства тюрем нового типа, которые все еще назывались "Острог", но в действительности не имели с первичным острогом ничего общего. Лишь впоследствии сооружения такого типа стали называть "Тюремный замок". Переписка О.Куракина с Александром I, из которого можно судить о содержании реформ, полный перечень городов, где были построены позже тюрьмы нового типа. К этому следует добавить, что первые в Украине рабочие и упокорювальни дома (название первых исправительных учреждений) также были построены О.Куракиним. В целом его вклад в развитие украинских земель был настолько значительным, что известный поэт Котляревский, который жил в то время в Полтаве и был свидетелем забот О.Куракина о вдовах, сиротах, устройство больниц, приютов и других "благих дел", написал на его имя оду, опубликованную П.Кулишем уже после смерти самого О.Куракина.
С принятием манифеста от 27 марта 1793 г., провозгласивший присоединения Правобережной Украины к России, Екатерина II распорядилась подготовить "все законы и указы к управлення и судопроизводству по правилам учреждений наших", а также дала указания о ликвидации польских судов и внедрение российского судопроизводства. Открытие новых судов произошло лишь в 1796 г. Вопреки покойной императрицы Павел I 3 ноября 1796 утвердил Указ "О установленный в Малороссии правки и судопроизводства сообразно тамошним правам и прежним обрядам". Как следствие, на Левобережье было частично возобновлено прежнее украинское судопроизводство, на Правобережье - польское судопроизводство, которое основывалось на польско-литовском законодательстве. Николай I указом от 30 октября 1831 ввел на Правобережье российскую судебную систему с сохранением силу процессуальных норм Литовского устава. 25 июня 1870 своим указом Николай I распространил действие Свода законов Российской империи 1832 г. на Правобережную Украину. С этого момента внедрялось российское судопроизводство, действие Литовского статута было приостановлено.
15 апреля 1842 в Черниговской и Полтавской губерниях было введено российское законодательство о судопроизводстве. С этого времени на всю территорию Украины распространялись единые общероссийские источники процессуального права.
В 30-х годах XIX ст. Восточная Украина была полностью интегрирована в Российскую империю. Такая же судьба постигла в середине XIX в. Западную Украину, входившую в состав Австрийской империи.
Основным источником уголовного права в Украине в начале XIX ст. становится российское законодательство.
Начавшаяся под руководством М. Сперанского кодификация уголовного права завершилась после смерти принятием в 1845 г. "Уложения о наказания уголовных и исправительных". По сути это был первый в России уголовный кодекс.
В Уложении сохранили такую ??нечеловеческую кару, как телесно-болезненные наказания: битье кнутом, хлыстом, палкой, веревкой. По приговору военных судов применялось битье шпицрутенами.
Осужденных на каторгу клеймили - на лбу и щеках выжигали слово "кат", т.е. каторжный. Однако это страшное, унизительное для человеческого достоинства наказание применялось в традициях феодального права - только к простому люду.
В рамках уголовно-репрессивной правовой политики реализация цели уголовного наказания была тесно связана с так называемым тюремным законодательством и практикой его применения. Первым по времени специальным законодательным актом Российской империи о лишении свободы был "Свод учреждений и уставов содержащихся под стражей и о ссыльных", изданный 1832.
Он был разделен на три раздела: первый раздел "Учреждение мест содержания под стражей" содержал постановления общего характера, был бы вступлением к другому "О содержащихся при полиции и в тюрьмах" и третьего «О содержащихся в смирительных и работных домах".
Свод 1832 г. был переиздан в 1842 г. с дополнениями и изменениями, которые были накоплены в тюремном законодательстве. Количество статей Устава выросла с 171 до 1056.
Во второй половине XIX в. важнейшим событием в истории Российской империи, а следовательно, и в Украине, была отмена крепостного права. Ликвидация крепостного права стала переломным моментом, знаменующим переход от социально-экономической феодальной формации к капиталистической. Процесс утверждения капитализма в Украине развивался в соответствии с общими для всей России закономерностями и одновременно в нем проявлялись особенности, обусловленные как историческим прошлым, так и колониальной политикой, осуществляемой царизмом по Украине.
Проведение в царской России судебной реформы 1864 г., которая ставила одной из задач отделения судебной власти от полицейских учреждений, сочеталось с введением института мировых судей. Это нововведение должно, безусловно, прогрессивный характер, поскольку изымало из ведения полиции, с ее административным произволом, большое количество дел за незначительные преступления и проступки и передавало их на рассмотрение мировых судей.
Реформирование уголовного законодательства царской России на этом этапе состояла в разработке и утверждении 20 ноября 1864 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Устав представлял собой кодифицированный нормативный акт, состоящий из норм, изъятых из уложения 1845 г. (всего было изъято 652 статьи) о незначительных преступлениях и проступках.
Система наказаний была чрезвычайно сложной. Все наказания делились на многочисленные разряды, группы и виды, вся их сложная шкала включала свыше 100 видов. Различали также наказания основные, дополнительные и заменяющие.
Основными наказаниями были смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежная пеня или штраф и др..
Смертная казнь применялась за преступления против царя, членов семьи царского дома, а также за различные государственные измены. Виды смертной казни определялись судом в приговоре его, зачастую путем повешения.
Каторжные работы как вид наказания устанавливались без срока или на срок от четырех до двадцати лет. Режим на каторге был разный, в зависимости от ее вида. Особенно широко наказание в виде каторжных работ применялись за политические преступления. После отбывания каторги приговорены поселялись в специальной местности (обычно, в Сибири).
Предусматривалось также и специальный вид ссылки в Закавказье за ??некоторые особые виды преступлений, также заключение в исправительном доме (от полутора до шести лет), заключение в крепости (от двух недель до шести лет), тюремное заключение (от двух месяцев до двух лет), арест (от одного дня до шести месяцев), штрафы, которые взимались в различных размерах.
27 февраля 1879 Государственным Советом принимается закон "Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления".
В основу карательной системы государства были заложены следующие виды уголовных наказаний:
- Смертная казнь;
- Каторга;
- Высылка;
- Заключение в исправительные дома;
- Заключение в крепости;
- Заключение в тюрьме;
- Арест;
- Денежная пеня.
6 января 1886 Государственным Советом принимается закон "О занятости арестантов трудом и получении от сего дохода", которым устанавливается обязательность работ для определенных категорий заключенных, а также их право на денежное вознаграждение за труд.
С 1893 года Главное тюремное управление начинает издавать еженедельный журнал "Тюремный Весник", который был основным источником информации для работников тюремной системы.
К концу XIX века в карательной практике правительства происходят существенные изменения. Принимается закон от 12 июня 1900 "Об отмене ссылки на житье и ограничении ссылки на поселение", предпочтение отдается тюремному заключению.
В 1906 году при Главном управлении создается центральное дактилоскопические бюро, а с 1908 года выделяется особое делопроизводство, функции которого - разработка законодательных и других принципиально важных вопросов по тюремной части.
19 апреля 1909 принимается закон "О воспитательно-трудовых заведениях для несовершеннолетних", а 22 июня 1909 утверждается закон "Об условно-досрочном освобождения".
Последним нормативным актом эпохи самодержавного управления, оставив заметное место в истории тюремной системы, стала Всеобщая тюремная инструкция, которая была утверждена 28 декабря 1915. Действие указанной инструкции распространялась на места заключения гражданского ведомства, а именно на: каторжные тюрьмы; исправительные арестантские отделения; тюрьмы губернские и областные; повитни и окружные; следователи; временные и пересыльные.
Как и в предыдущий период, управление осуществлялось по губерниям. Так, в губерниях Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской, Таврической управление возглавляли губернаторы. Во главе управления Киевской, Волынской и Подольской губерний, объединенных в генерал-губернаторство, стоял генерал-губернатор.
В первые месяцы 1917 г. Временное правительство под давлением революционной демократии издал ряд важных актов, которые смягчали политический режим и карательную политику. 6 марта 1917 был утвержден указ об амнистии. Он провозглашал общую политическую амнистию лицам, осужденным за политические преступления всех категорий, а также за преступления против религии.
12 марта 1917 правительство приняло постановление "Об отмене смертной казни". Во всех случаях, когда по закону как мера наказания предусмотрена смертная казнь, она заменялась срочной или бессрочной каторгой. Однако это нововведение просуществовало недолго. Через четыре месяца смертную казнь был восстановлен на фронте, а затем и в тылу.
17 марта 1917 Временное правительство приняло постановление "Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления". Преступникам, приговоренным к смертной казни, она заменялась каторгой на 16 лет.
Тогда же, 17 марта 1917 г., было принято правительственное постановление "Об отмене для ссыльных поселенцев и арестантов наказания розгами", а 26 апреля отменено и само ссылке на поселение в качестве наказания.
Вместе Временное правительство оставило почти без изменений статьи Уголовного Уложения 1903г., Которыми должны руководствоваться судебно-следственные органы. Остались без изменения также в основном царское тюремное законодательство и ведомственные акты: тюремный устав и общая тюремная инструкция.
Вследствие борьбы различных политических сил на большей части Украины установилась большевистская советская власть с ее (в конечном итоге) тоталитарным режимом. Эта часть украинской территории вошла в состав Союза ССР, а западная ее часть оказалась под властью Польши, Чехословакии и Румынии.
Система мест лишения свободы и характер их деятельности за годы Советской власти постоянно видоизменялись. Менялась и система управления ими.
Сначала места лишения свободы находились в ведении наркоматов юстиции. В составе НКЮ было тюремное управление, а в губернских органах юстиции - тюремные инспектора. С целью разработки основных начал реформы тюремных учреждений, а также заведование всеми видами тюремного быта при Наркомюста в январе 1918 года было создано тюремную коллегию, куда вошли представители народных комиссариатов труда, просвещения и общественного презрения, представители судебных органов.
В мае 1918 года тюремные инспекции на местах были отменены. Вместо них в составе губернских отделов юстиции были созданы карательные подотделы, ведавшие всеми местами лишения свободы на территории губернии. В октябре 1919 года карательный отдел НКЮ стал называться центральным карательным отделом. В 1921 году этот отдел был переименован в центральный исправительный отдел. Такие изменения претерпели и губернские отделы юстиции.
Первым значительным правовым актом, который представлял собой систему норм исправительно-трудового права, была Временная Инструкция "О лишении свободы, как меры наказания и о порядке его отбытие", утвержденная постановлением Народного Комиссариата юстиции 23 июля 1918 года. Эта Инструкция предусматривала такие места лишения свободы:
1. Общие места заключения тюрьмы). В 1921 году они были переименованы в исправительные дома.
2. Земледельческие колонии и реформаторы - воспитательно-карательные учреждения для осужденных молодого возраста.
3. Испытательные учреждения - для лиц, относительно которых существовали основания для послабления режима или досрочного освобождения.
4. Карательные лечебные учреждения - для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами.
5. Тюремные больницы.
6. Арестные помещения - для кратковременного содержания подследственных и заключенных, подлежащих пересылке.
Для защиты завоеваний революции 2 сентября 1918 ВЦИК провозгласил: "Советская республика превращается в военный лагерь", а 5 сентября 1918 утвердил постановление "О красном терроре" - согласно которой классовые враги Советской власти изолировались в концентрационные лагеря.
Введение нового вида лишения свободы - концентрационные лагеря (лагерей принудительных работ) было законодательно закреплено Декретом ВЦИК 15 апреля 1919 и постановлением ВЦИК 17 мая 1919 "О лагерях принудительных работ". Первым таким учреждением особого назначения стал Соловецкий лагерь, созданный в 1920 году на базе Соловецкого монастыря.
Особые (концентрационные) лагеря и лагеря принудительных работ, которые были созданы в 1918-1919 годах, находились в ведении Наркомата внутренних дел. Для управления ими в составе НКВД был создан сначала отдел, а в 1922 году - Главное управление принудительных работ.
В мае 1922 места лишения свободы находились в ведении двух ведомств: Наркомата юстиции и Наркомата внутренних дел.
В период с 1918 по 1921 год был принят ряд документов, касающихся деятельности мест лишения свободы:
Инструкция НКЮ от 25 ноября 1918 года "О досрочном освобождении".

Постановление НКЮ от 15 ноября 1920 года "Об утверждении Положения о общие места заключения".
Декрет СНК от 21 марта 1921 года "О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных".

24 мая 1922 третьей сессией ВЦИК был утвержден Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 июня 1924 года. Аналогичный Уголовный кодекс был утвержден и на Украине.
В мае 1922 года по предложению Ф. Дзержинского, который был в то время наркомом внутренних дел, руководство всеми местами лишения свободы было возложено на НКВД, в составе которого образовано Главное управление мест заключения (резину). Главное управление принудительных работ, существовавшего к тому времени в системе Наркомата внутренних дел, было отменено в связи с ликвидацией концлагерей и уменьшением количества заключенных в лагерях принудительных работ: с 60 тыс. в 1921 году до 15 тыс. до мая 1922 года.
В Наркомате внутренних дел Украины было организовано Управление мест заключения (уму). В 1923 году в ведение ГУМа НКВД СССР и его органов на местах перешла значительная часть арестных домов при милиции, которые были переименованы в дома предварительного заключения.
Первый общесоюзный законодательный акт в области уголовного и исправительно-трудовой политики был принят ЦИК СССР 31 октября 1924 года и назывался "Основные начала уголовного законодательства СССР".
В РСФСР первым Исправительно-трудовой кодекс был вынесен 16 октября 1924 года. В Украинской ССР первого Исправительно-трудовой кодекс был принят через год - 27 октября 1925 года.
Первые исправительно-трудовые кодексы предусматривали такие виды мест лишения свободы:
1. Дома заключения.
2. Исправительно-трудовые дома.
3. Трудовые колонии.
4. Изоляторы специального назначения.
5. Переходные исправительно-трудовые дома.
26 марта 1928 постановлением ВЦИК СССР "О карательной политике и состоянии мест заключения» было признано необходимым применять более строгие меры уголовного покараннястосовно так называемых "классовых врагов", а также преступников-профессионалов и рецидивистов. Для этих лиц устанавливался более строгий режим содержания в местах лишения свободы (ограничение льгот в части учетов рабочих дней, предоставления отпусков и т.д.). Относительно менее опасных преступников предлагалось шире практиковать замену лишения свободы другими видами наказания (принудительными работами, увольнением с должности, ссылкой, штрафами и т.п.). НКЮ и НКВД было предложено выработать законоположения, направленные на повышение эффективности таких видов наказания, как принудительные работы и ссылки.
Закон о принудительных работах без лишения свободы был принят ВЦИК и СНК 21 мая 1928.
Существенные изменения в работе исправительных учреждений были внесены постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 года, которым предусматривалось, что лишение свободы на срок до трех лет осуществляется в исправительных колониях по месту жительства, а лишение свободы от трех до десяти лет - в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных районах страны.
Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года утверждено "Положение об исправительно-трудовые лагеря".
10 января 1930 принято постановление ВЦИК и СНК СССР "О ссылку и высылку, которые применялись по судебным приговорам". Ссылка соединялось с принудительными работами или службой в учреждениях, отмечалось в приговоре суда.
13 декабря 1930 ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об отмене НКВД СССР и его органов на местах". В связи с этим Главное управление мест заключения и все места лишения свободы были переданы в ведение республиканских наркоматов юстиции. Что касается лагерей принудительных работ, то управление ими было оставлено за Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Союза ССР.
В Российской Федерации постановлением ВЦИК и СНК 1 августа 1933 был утвержден новый Исправительно-трудовой кодекс. На Украине новый исправительно-трудовой кодекс не принимался. Формально действовал Кодекс 1925 года, а практически в своей деятельности учреждения руководствовались различными ведомственными инструкциями с учетом положений Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 года.
В то время существовало различие между требованиями исправительно-трудовых кодексов и практикой. Наряду с исправительно-трудовыми колониями продолжали существовать исправительно-трудовые лагеря, хотя такой вид мест лишения свободы кодексами не предусматривался (продолжала действовать постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 года).
10 июля 1934 ЦИК СССР принял постановление "Об образовании Народного Комиссариата Внутренних Дел" с новыми функциями. В составе этого наркомата было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ). В Украине аналогичное подразделение называлось Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний.
Отдельными лагерными пунктами (на Украине лагерей не было), исправительно-трудовыми колониями, транзитно-пересыльном пункте и инспекциями исправительных работ руководило Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний.
Воспитательно-трудовыми и воспитательными колониями, детскими приемниками-распределителями руководил отдел трудовых колоний (ОТК), который был самостоятельной структурой Наркомата. Помощником начальника этого отдела в 1928-1937 годах работал известный писатель-педагог Антон Семенович Макаренко.
В период с 1935 по 1940 год было принято лишь два законодательных документов в части исправительных учреждений:
31 мая 1935 СНК СССР и ЦК ВКПб приняли постановление "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", где было признано необходимым вместо школ ФЗУ особого типа было признано необходимым организовать трудовые колонии для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.
8 августа 1936 постановлением ЦИК и СНК СССР были внесены дополнения в Основных начал уголовного законодательства и система исправительных учреждений дополнена новым их видом - тюрьмой.
Тюрьмами (они выполняли и роль следственных изоляторов) ведало тюремное управление. В тот период число тюрем в Украине было значительным (кроме областных были районные и межрайонные тюрьмы).
В период Великой Отечественной войны значительная часть мужчин осужденных за нетяжкие преступления годных к военной службе, была мобилизована в Красную Армию. С территории Украины и других западных регионов СССР все места лишения свободы были эвакуированы по причине угрозы их оккупации. Эвакуация в большинстве случаев проводилась пешим порядком и продолжалась несколько месяцев.
19 апреля 1943 Указом Президиума Верховного Совета СССР было предусмотрено лишение свободы в виде каторжных работ на срок от 15 до 20 лет для фашистов и их пособников, виновных в совершении зверских расправ над советскими людьми. Эта категория осужденных держалась в специальных тюрьмах и лагерях.
В 1944 году в исправительных учреждениях была создана специальная служба по надзору за поведением осужденных. Ее создание способствовало наведению правопорядка в учреждениях, укреплению дисциплины и организованности среди осужденных.
Довоенная структура управления местами лишения свободы существовала и в послевоенные годы, вплоть до 1960 года.
В Украине после окончания войны пришлось заново строить и восстанавливать систему мест лишения свободы. Ее структура в тот период была такова:
1. Исправительно-трудовые колонии для содержания совершеннолетних осужденных на краткие сроки.
2. Отдельные лагерные пункты для содержания совершеннолетних осужденных к лишению свободы на срок три года и более.
3. Трудовые колонии для несовершеннолетних осужденных.
4. Тюрьмы для осужденных к тюремному заключению.
5. Транзитно-пересыльные пункты.
Были также штрафные подразделения, вместо которых в 1948 году были учреждены подразделения строгого режима, в которых держались злостные нарушители порядка отбывания наказания.
В первые послевоенные годы на территории Украины располагалось несколько лагерей, которые подчинялись непосредственно НКВД СССР. Для контроля за их деятельностью в МВД УССР был создан лагерный отдел. Этот отдел контролировал лишь вопросы охраны и режима содержания осужденных.
После окончания восстановительных работ на шахтах и ??заводах Донецкой и Луганской областей и строительства автострады Москва - Симферополь указанные лагеря были расформированы и лагерный отдел прекратил свое существование.
В марте 1953 года ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, которым Министерство государственной безопасности СССР и Министерство внутренних дел СССР были объединены в одно - Министерство внутренних дел СССР. При этом тюрьмы, следственные изоляторы и трудовые колонии несовершеннолетних были оставлены в МВД, а исправительно-трудовые колонии и лагеря переданы в подчинение Министерства юстиции. Такое решение не оправдало себя и начале 1954 года исправительно-трудовые колонии и лагеря были возвращены в ведение МВД.
В 1954 году было восстановлено досрочном и условно-досрочное освобождение осужденных. Институт зачета рабочих дней, существовавший до этого, был отменен.
В 1957 году постановлением Совета Министров Украины было утверждено Положение о наблюдательных комиссиях. Оживилась деятельность комиссий по делам несовершеннолетних при местных Советах.
В 1958 году Совет Министров СССР утвердил общесоюзное Положение об исправительно-трудовые колонии и тюрьмы. Основным видом исправительных учреждений для взрослых осужденных были признаны исправительно-трудовые колонии. Они предполагались с тремя видами режимов: общим, усиленным и строгим. Положением не предусматривалось Исправительно-трудовые лагеря и они были либо реорганизованы в колонии или ликвидированы. В тюрьмах устанавливалось два вида режима: общий и строгий.
В 1957 году в штаты исправительно-трудовых колоний были введены должности начальников отрядов, а с 1958 года в них были организованы общеобразовательные школы и начали создаваться профессионально-технические училища.
Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний, отдел трудовых колоний и тюремное управление было вполне замкнутые структуры. В их составе были все службы, необходимые для обеспечения деятельности подведомственных подразделений, в том числе охрана, медицинская служба и др..
В январе 1960 году была реорганизована структура Министерства внутренних дел Украины, в том числе и по линии мест лишения свободы. Самостоятельные управления (отделы), ведавшие местами заключения были объединены в один орган - Управление исправительно-трудовых учреждений (УВТУ).
Это позволило ликвидировать лишние, дублирующие управленческие звенья, с общих позиций решать вопросы деятельности мест лишения свободы, особенно по вопросам их коммунально-бытовой обустроенности, развития производства, обучения осужденных рабочим профессиям и т.д.
26 июля 1961 Указом Президиума Верховного Совета Украины утверждено Положение об исправительно-трудовые колонии и тюрьмы МВД Украинской ССР, которым предусматривались исправительно-трудовые колонии четырех видов: общего, усиленного, строгого и особого режимов.
Республиканское Положения 1961 действовало до июля 1969 года, т.е. до утверждения Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.
В последующие годы охрана исправительных колоний была возложена на Управление внутренних войск МВД СССР (которое с 1966 года стало подчиняться МВД СССР) и начала осуществляться военнослужащими срочной службы. При каждой колонии был создан конвойный подразделение (взвод, НХЛ), с большей численностью личного состава, чем было до этого. Для их размещения потребовалось осуществить строительство при колониях военных городков, усиление охранных сооружений, на что были потрачены значительные средства. Вывод осужденных на работы за пределы зоны группами на постоянную работу начал резко сокращаться, а затем прекратился совсем. В то же время в воспитательно-трудовых колониях, тюрьмах и следственных изоляторах охрана осталась старая, которая комплектовалась по вольному найму.
В связи с передачей охраны колоний в ведение внутренних войск в Управлении исправительных учреждений был создан отдел режима. Наблюдательный служба оказалась в двойном подчинении (администрации ИТУ и командование войск), что не способствовало полной мере эффективности этой службы.
Впоследствии из подчинения Управления ИТУ были выведены медицинские, снабженческие и строительные службы.
В 1963 году законом был предусмотрен новый вид исправительных учреждений - колонии-поселения.
20 марта 1964 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об условном освобождении из мест лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного хозяйства".
26 июля 1966 Указом Президиума Верховного Совета СССР предусмотрено установление административного надзора за определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
11 июля 1969 Законом СССР утверждены Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, которые введены в действие с 1 ноября 1969 года. Основами предусматривались такие исправительно-трудовые учреждения:
1. Исправительно-трудовые колонии (общего, усиленного, строгого, особого режимов и колонии-поселения).
2. Тюрьмы (общего и строгого режимов).
3. Воспитательно-трудовые колонии (общего и усиленного режимов) для несовершеннолетних преступников.
На Украине Исправительно-трудовой кодекс был утвержден 23 декабря 1970 Законом Верховной Рады и с 1 июня 1971 введено его в действие.
5 июня 1973 был уточнен порядок размещения осужденных в исправительных учреждениях.
В июне 1974 года Управление ВТУ МВД Украины было преобразовано в Главное управление ВТУ, что, естественно, очередной раз привело к изменению его структуры. В частности, в состав Главного управления ИТУ вошло управление материально-технического снабжения, которое до этого было самостоятельным структурным подразделением министерства, хотя обслуживало оно в основном исправительно-трудовые учреждения.
23 марта 1977 Исправительно-трудовой кодекс Украины был дополнен новым разделом "Порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду".
В последующие годы вносились и другие изменения в действующий Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и в структуру Главного управления ИТУ.
В 1989 году Главное управление ВТУ было реорганизовано в Главное управление исправительных дел (ГУВД) с частичными структурными изменениями. В частности, было организовано управление режима и спецработ.
Перестроечные процессы конца восьмидесятых годов позволили подивитисьна многие вещи по-новому. В том числе и на уголовно-исполнительную систему, которая была создана на принципах строгого централизма и административно-командного управления и не могла в полной мере обеспечить возложенные на нее функции.
До провозглашения независимости нашего государства пенитенциарная система Украины, как и всех других республик бывшего СССР, функционировала в соответствии с законодательными и нормативными требованиями, установленными Уголовным кодексом СССР и его подзаконными актами.
На рубеже 1989-1990 годов назрела объективная необходимость пересмотра исправительно-трудовой политики, которая проводилась, глубокого анализа состояния дел, определение соответствия поставленных целей и задач реальным возможностям и результатам.
В то время в местах лишения свободы сложилась кризисная ситуация. Крайне обострилась оперативная обстановка, которая сопровождалась ростом преступности, захватом заложников, группового неповиновения осужденных администрации. В сфере исполнения уголовных наказаний были необходимы коренные изменения.
Старые, традиционные методы управления местами лишения свободы, которые базировались на поддержании жесткого режима отбывания наказаний, все меньше способствовали утверждению законности и правопорядка в учреждениях.
В то время усиливалась демократизация общества, происходило сопоставление взглядов в широком спектре политических и социальных вопросов. Все жили в ощущении больших перемен. Конечно, эти настроения и атмосфера полностью передавались в места лишения свободы.
Ряд работников уголовно-исполнительной системы имели возможность побывать в служебных командировках за границей и ознакомиться с организацией исполнения наказаний в Италии, Германии, Болгарии, Англии, Скандинавских странах.
Однако созданные десятилетиями основы и традиции этих государств коренным отличались от украинских, поэтому снять копию с тюремных систем одной из этих стран и перенести ее на нашу было невозможно. У нас собственный менталитет, социальные и экономические условия и, конечно, собственный путь развития.
Оценив все эти факторы был сделан первый шаг к гуманизации существующей уголовно-исполнительной политики в Украине.
Министерством внутренних дел с участием ученых и заинтересованных ведомств была разработана и позже утверждена постановлением правительства от 11 июля 1991г. № 88 Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Украины.
В ее основу были положены Декларация о государственном суверенитете Украины, утвержденные ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Всеобщая декларация прав человека, Европейские стандарты, другие международные соглашения и документыРеформа, прежде всего, была направлена ??на социальную переориентацию исполнения уголовных наказаний с учетом международного опыта и актов о правах человека, принципов законности, гуманизма, демократизма, справедливости, дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия на осужденных.
Необходимо отметить, что Концепция предусматривала коренные глубокие изменения, рассчитанные на перспективу и требующих времени. Критический же состояние системы, ситуация, которая сложилась, продиктовали необходимость проведения в короткие сроки радикальных изменений законодательства в организации исполнения уголовных наказаний.
С учетом реальных обстоятельств, в Верховную Раду, Президента Украины и Кабинета Министров Украины вносились соответствующие предложения законодательных и других нормативно-правовых актов с целью совершенствования деятельности учреждений и нормализации оперативной обстановки среди спецконтингента. Эти усилия поддержали законодательная и исполнительная власти.
С получением Украиной самостоятельности были сняты строгие тайны из системы исполнения наказаний. Сейчас ее учреждения посещают представители любой зарегистрированной общественной организации, коллектива или издательства.
Вместе с тем, наша динамичная действительность постоянно выдвигала новые задачи, проблемы, которые требовали оперативных нестандартных решений.
В 1990-1991 годах принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на гуманизацию исполнения наказания. Так, 20 декабря 1991 изменены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (осужденным разрешено ношение короткой прически, рубашек гражданского образца, отменены нагрудные знаки, расширенный ассортимент разрешенных к приобретению и хранения продуктов питания и предметов потребления в т.ч. наручных часов, спортивных костюмов и др..).
22 февраля 1992 постановлением Кабинета Министров Украины установлен порядок, согласно которому заработная плата осужденным начисляется в полном объеме по действующим тарифам, а отчисления производятся по фактическим затратам на содержание.
6 марта 1992 Верховной Радой утвержден Закон Украины "Об отмене наказаний в виде ссылки и высылки", отменена также уголовная ответственность за уклонение от этих наказаний. Все лица, которые отбывали эти наказания в других регионах бывшего СССР, возвращены на Украину.
31 марта 1992 утверждена новая структура Главного управления исполнения наказаний МВД Украины.
16 мая 1992 постановлением Верховной Рады Украины приостановлено действие ст.25 (1) и ст.52 (2) Уголовного кодекса Украины об условном осуждении к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
5 августа 1992 постановлением Кабинета Министров Украины "Об улучшении деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы" одобрено предложение МВД о возвращении граждан, которые осуждены судами Украины и отбывающих наказание за ее пределами, в соответствующие учреждения МВД Украины. Предусмотрено строительство в ряде областей следственных изоляторов, исправительных колоний, открытие колоний-поселений для создания осужденным надлежащих условий содержания и обеспечения их працезайнятости.
4 мая 1993 Верховной Радой Украины утвержден Закон "О внесении изменений в ст.25 УК Украины", которым расширен перечень преступлений, за совершение которых предусмотрено выполнение наказаний в колониях-поселениях.
6 мая 1993 Верховная Рада Украины приняла постановление "О создании при исправительных колониях отделений колоний-поселений для осужденных, которые твердо встали на путь исправления и переведены в эти колонии определениями народных судов".
6 мая 1993 Верховной Радой Украины принято Постановление о временном создании при исправительных колониях отделений следственных изоляторов для лиц, осужденных к лишению свободы приговоры судов в отношении которых еще не вступили в законную силу.
25 июня 1993 Верховной Радой Украины принято Государственная программа борьбы с преступностью, разделом шестым которой предусмотрен ряд мер по дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной системы (открытие новых колоний и следственных изоляторов, улучшение коммунально-бытовых условий, предоставление дополнительных льгот по производственно-хозяйственной деятельности и др..).
30 июня 1993 Верховной Радой Украины утвержден Закон "О предварительном заключении".
26 января 1994 принято постановление Кабинета Министров Украины № 31 "О Программе приведения условий содержания осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также лиц, содержащихся в следственных изоляторах и лечебно-трудовых профилакториях, в соответствие с международными стандартами". Этим актом Украины утвердил направленность пенитенциарной политики на достижение обеспечения прав и свобод граждан, принятых в передовой практика развитых стран.
27 августа 1994 Верховной Радой утвержден Закон Украины "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Украины относительно урегулирования некоторых вопросов, связанных с условиями отбывания наказания". Этим Законом:
введена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей до 3 лет;
разрешены краткосрочные отпуска для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, для их устройства у родственников, опекунов, детских домах;
разрешены телефонные разговоры осужденным один раз в квартал (до 15 минут);
для определенной категории осужденных разрешено покупать продукты питания за деньги, поступившие по преданию;
разрешены платные медицинские консультации.

Увеличено количество посылок (передач), которые в течение года могут получать осужденные:

в ИТК общего режима - 7;
в ИТК усиленного режима - 6;
в ИТК строгого и особого режима - 5;
в воспитательно-трудовых колониях - 10-9 (соответственно: общий и усиленный режимы);
осужденным мужчинам, которым по возрасту 60 лет, и женщинам - 55 лет, инвалидам 1 и 2 группы, больных туберкулезом активной формы, женщинам с беременностью свыше 4 месяца, женщинам, дети которых находятся в домах ребенка при ИТК разрешается работать по их желанию согласно заключению врачебной комиссии ОТК;
осужденным несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, женщинам с беременностью более 4 месяцев, неработающим женщинам, дети которых находятся в домах ребенка при ИТК, неработающим мужчинам по старше 60 лет, и женщинам - 55 лет (если они не получают пенсию), а также лицам, освобожденным от работы по болезни, питание, одежда, обувь и коммунально-бытовые услуги предоставляются бесплатно.

6 июня 1994 постановлением Кабинета Министров Украины № 352 "Об особенностях применения Закона Украины" О предприятиях в Украине "к предприятиям учреждений по исполнению наказаний и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Украины" предприятиям учреждений предоставлен ряд льгот:

1. Предприятиям учреждений предоставляется приоритет относительно их привлечения к выполнению отдельных видов работ и поставок для государственных нужд с целью создания рабочих мест для привлечения к труду каждого осужденного и обеспечение их объемом работ, достаточным для оплаты стоимости содержания из заработанных ими средств.
2. Предприятия имеют право устанавливать за счет заработанных средств льготы по обеспечению осужденных дополнительным питанием.

2 декабря 1996 постановлением Кабинета Министров Украины № 1454 "О неотложных мерах по привлечению к труду лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы" были намечены меры по обеспечению требований законодательства о привлечении осужденных к труду, приведения условий их содержания в соответствии с требованиями Минимальных Европейских норм и стандартов, стабилизации финансового состояния учреждений уголовно-исполнительной системы.
20 ноября 1996 Верховной Радой Украины во втором чтении утвержден Закон Украины "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины" согласно которому вводится такая мера пресечения как залог.
После принятия Украины в Совет Европы в 1996 году эксперты Совета Европы в соответствии с решениями Правительства Украины в течение почти двух месяцев провели изучение действующего законодательства, других нормативных актов, регламентирующих исполнения наказаний и практики их применения в Украине. Было глубоко и квалифицированно проверено 22 учреждения уголовно-исполнительной системы восьми областей. По результатам Советом Европы была сделана и обнародован доклад "Оценка тюремной системы Украины" с рекомендациями по приведению ее в соответствие с обще-европейским стандартам, в которой отмечено "необходимости создания пенитенциарной службы как автономной социальной организации".
С учетом этих документов и по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами 22 апреля 1998 Президент Украины издал Указ о создании на базе Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Украины, который ликвидируется. Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний как центрального органа исполнительной власти. Этим же Указом определен ряд мероприятий по реформированию и обеспечения деятельности системы исполнения наказаний.
31 июля 1998 Президентом Украины утверждено Положение о Государственном департаменте Украины по вопросам исполнения наказаний.
11 декабря 1998 Верховная Рада Украины утвердила Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с образованием Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний", который создал правовое поле для самостоятельной деятельности системы исполнения наказаний.
1 марта 1999 постановлением Кабинета Министров Украины № 286 "Об утверждении предельной численности работников центрального аппарата Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний" определено предельную численность центрального аппарата и структуру Департамента.
12 марта 1999 Указом Президента Украины Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний выведен из подчинения Министерству внутренних дел и получил самостоятельности.
Создание Департамента, который олицетворяет в себе все функции управления пенитенциарной системой и подчиняется непосредственно Кабинету Министров Украины, позволило выполнить обязательства, взятые Украиной при вступлении в Совет Европы, и рекомендации экспертов Совета Европы о прекращении всех связей с военными, милицией и демилитаризации уголовно-исполнительной системы.
Проведена реорганизация упростила систему управления уголовно-исполнительной системой, которая стала более гибкой, оперативной, действенной за счет концентрации всех сил и средств в одном ведомстве, в т.ч. служб охраны, надзора и безопасности, лишило выполнения несвойственных ей функций и вмешательства в дела должностных лиц, которые непосредственно не отвечают за деятельность уголовно-исполнительной системы, в том числе в ее хозяйственную деятельность.
Для предоставления государственной поддержки уголовно-исполнительной системе в условиях ее реформирования Правительство Украины приняло постановление от 22 апреля 1999 года "О мерах по обеспечению деятельности Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний".
2 марта 2000 утвержден Закон Украины "Об общей структуре и численности уголовно-исполнительной системы Украины".
Важными для дальнейшей деятельности пенитенциарной системы стали Законы Украины "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины" (21 июня 2001), "О борьбе с заболеванием туберкулезом" (5 июля 2001 года), "О внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс Украина "(11 июля 2001 года), а также утверждении Уголовного кодекса Украины.
В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы, которая была начата в 1991 году, произошли серьезные преобразования, прежде всего в вопросах гуманизации отбывания наказаний, условий содержания, признание человека, его прав и свобод главными ценностями.
Новый уголовный кодекс Украины, вступивший в действие с 1 сентября 2001 года, внес кардинальные изменения в принципы назначения и отбывания уголовных наказаний на качественно новом уровне, с учетом международных стандартов.
15 февраля 2002 Кабинет Министров Украины принимает постановление "Об утверждении Программы первоочередных мер дальнейшего реформирования и государственной поддержки уголовно-исполнительной системы на 2002-2005 годы". Этот актуальный и своевременный документ касается всех сфер многогранной деятельности пенитенциарной системы Украины. В феврале 2003 года внесены изменения в Законы Украины "О предварительном заключении", "Об общей структуре и численности уголовно-исполнительной системы Украины" и Уголовно-процессуального кодекса Украины, касающихся реформирования уголовно-исполнительной системы государства.
11 июля 2003 Верховной Радой Украины было утверждено Уголовно-исполнительный кодекс, положения которого основаны на Конституции Украины, международных актах по правам человека и международном опыте в сфере исполнения уголовных наказаний. Утверждение Кодекса является новым этапом в реформировании и обеспечении соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Этим Кодексом предусмотрено перестройку системы классификации учреждений по степени безопасности, принятая в Европе, вводится прогрессивная система изменения условий содержания осужденных по степени их исправления, определяются гарантированные права осужденных на свидания, получение посылок, передач, получение продуктов питания, отчисления из заработной платы. Более четко урегулированы вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, предоставления осужденным психологической и педагогической помощи.
23 июня 2005 Верховной Радой Украины был утвержден Закон Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины".
На Государственную уголовно-исполнительную службу Украины возложены задачи по осуществлению единой государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.

Основными принципами которых являются:

- Законность;
- Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- Гуманизм;
- Внепартийность;
- Единоначалие;
- Коллегиальность при разработке важных решений;
- Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, благотворительными и религиозными организациями;
- Открытость для демократического гражданского контроля.

Указами Президента Украины от 09 декабря 2010 года № 1085/2010 реорганизовав Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний, образовано Государственную пенитенциарную службу Украины, а от 06 апреля 2011 года № 394 утверждено Положение "О Государственной пенитенциарной службе Украины"
22 апреля 2003, по случаю пятой годовщины образования Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, в помещении административного здания центрального аппарата (г.Киев, ул. Мельникова, 81) открылись двери ведомственного музея.
В 2011 году по инициативе руководства Государственной пенитенциарной службы Украины и с целью расширения экспозиций музея, было принято решение о его реконструкции. Обновленная экспозиция музея была представлена ??посетителям при праздновании 13 годовщины Службы. В настоящее время в четырех его залах оформлены 34 экспозиции, это около тысячи экспонатов, отражающих этапы становления и истории развития Государственной пенитенциарной службы Украины.

версия для печати
Заступник міністра
Чернишов
Денис Вікторович
Расширенный поиск »